chedidaan (chedidaan) wrote,
chedidaan
chedidaan

Categories:

Активное слушание

Постю отрывки из книги Томаса У.Фелана "Воспитание без принуждения" (Как привить послушание детям от 2 до 12 лет).
Первый пост о книге тут - http://chedidaan.livejournal.com/154679.html
Предыдущие посты о книге под тегом - Фелан
Текст жирным выделила я.

Активное слушание.
Держите связь!
Ваш десятилетний сын Том прибегает после школы и с порога кричит: "Моя учительница музыки - полная идиотка!" Что вам следует делать? Вы можете "посчитать" - в конце концов ребенок кричит. Но подумайте секунду. Он кричит не на вас, он действительно чем-то расстроен, а вы не знаете чем. Ваша задача? Поддержите ребенка и выясните, что случилось. Его злость - не преступление, его негодование не является тестированием или манипулированием, потому что вы не сделали ничего, что могло бы его расстроить. Это время для того, что называется "активное слушание". Разговор может протекать примерно так:
Том: "Моя учительница музыки - полная идиотка!"
Мама: "Расскажи, что случилось".
Том: "Она заставила петь перед всем классом только меня и еще одного ученика. Все мои друзья смеялись надо мной, а ей наплевать!"
Мама: "Что она заставила тебя петь?"
Том: "Понятия не имею, какой-то дурацкий гимн или что-то типа того".
Мама: "Ты, наверное, чувствовал себя ужасно неловко"
Том: "Я не буду больше ходить на ее дурацкие уроки!"
Мама: "Я не видела тебя таким рассерженным уже давно! И что случилось, когда ты вышел петь?"
Том: "Она заставила меня встать перед классом, а потом села за свое идиотское пианино, а я даже слов не знал! Я видел, как Дэйв корчился на задней парте и пытался не рассмеяться. Хотел я на него посмотреть на моем месте!"
Мама: "Так ты считаешь, что у нее не было права заставлять тебя одного делать это?"
Том: "Ага, почему я всегда крайний? Какая тупая школа". (Том уходит перекусить).

Активное слушание и самоуважение
Активное слушание - это способ разговаривать с симпатией или эмпатией (разница между этими двумя понятиями в этом случае не так уж важна). Активное слушание уважает мысли и чувства собеседника, поскольку слушатель не просто сидит и слушает, а пытается ("активная" часть) увидеть мир его глазами. Когда вы слушаете своего ребенка, вы ... на некоторое время забываете о собственном мнении, не торопитесь с выводами и стремитесь посмотреть на ситуацию так, как на нее смотрит ребенок (вы не обязаны во всем с ним соглашаться). ... Активное слушание преследует, таким образом, две цели: 1) понять, что собеседник говорит или думает - с его или ее точки зрения, и 2) позаботиться об обратной связи и проверить, насколько правильно вы его поняли. Слушатель берет на себя функцию активного участника диалога, а не просто сидит и кивает время от времени (хотя это тоже не так уж и плохо!).
Активное слушание дается родителям нелегко. Преодолев ощущения пассивности или психологического дискомфорта, вы можете иногда шокировать своих детей. А слушание - это отличный способ начать длинный серьезный разговор.

В чем же суть активного слушания?
Во-первых, настройтесь на активное слушание: "Я собираюсь выслушать ребенка - даже если меня это убьет - и понять, что он думает в глубине души". Далее могут быть использованы несколько подходов, и как только вы в них освоитесь, процесс пойдет намного легче и естественнее. Стратегии активного слушания включают: вводные слова, стимулирующие вопросы, отражение чувств и проверку понимания.

Вводные слова
Вы можете начать при помощи так называемых "вводных слов" - кратких комментариев или вопросов, призванных побудить ребенка к дальнейшему рассказу. Эти комментарии требуют от слушателя самоконтроля и даются особенно трудно, если вас застигают врасплох. Вводные слова могут показаться вам пассивным элементом, но помните, что активное слушание должно предшествовать дискуссии, а не наоборот. Если от вас потребуются некие действия дисциплинарного характера, позаботьтесь об этом после того, как получите факты. Вводные слова могут быть очень простыми, например: "О!", "Разве?", "Ух ты!", "Да?", "Что?". В качестве вводного слова выступает любое слово, показывающее вашу готовность слушать, включая невербальное поведение. Вы можете, скажем, подсесть к ребенку или отложить газету, чтобы посмотреть на него. ...
(Добавлю от себя, что было бы правильно еще отключить часто звонящий мобильник).

Стимулирующие вопросы
После вводных слов вопросы необходимы для обеспечения понимания того, о чем пытается рассказать вам ребенок. Эти вопросы не должны быть агрессивными или слишком перегруженными.
"Как же ты мог сделать такую глупость?"
"Что у тебя за проблема случилась сегодня?"
Почему ты не рассказал мне раньше?" - примеры не самых удачных вопросов. Они приведут лишь к спорам и желанию ребенка заткнуться и замолчать.
Предлагаю более удачные вопросы, стимулирующие беседу и дальнейшее получение информации:
"Что, по-твоему, заставило тебя так поступить?"
"О чем ты думал в тот момент?"

Отражение чувств
Если вы хотите показать собеседнику, что понимаете его, дайте ему понять, что вы можете представить, как он должен был бы себя чувствовать в той ситуации. Иногда, когда вы пытаетесь отражать чувства, старшие дети могут заявить вам, что вы несете чушь. В таком случае скажите: "Извини, я просто пытался убедиться, что понимаю, о чем ты говоришь". ... Примеры отражения чувств могут звучать так:
"Ты, наверное, ужасно расстроился из-за этого"
"Ты, наверное, чувствовал себя ужасно неловко"
"Должно быть, это было так весело!"
"Ты действительно разозлился на меня".
Отражение чувств имеет несколько целей. Во-первых, оно дает ребенку понять, что его чувства (что бы он не чувствовал) абсолютно нормальны ( а вот то, что он предпринимает по этому поводу, может быть верным или неверным). Во-вторых, такая реакция укрепляет самоуважение. И в третьих, отражение чувств помогает отделаться от негативных эмоций, с тем, чтобы они не выплеснулись где-нибудь в другом месте. ...

Проверка понимания
Название этой стратегии активного слушания может показаться странноватым, но идея, стоящая за ним, проста до чрезвычайности. В процессе беседы очень полезно время от времени проверять, действительно ли вы улавливаете суть того, о чем рассказывает ребенок. Проверка понимания служит доказательством того, что вы внимательно слушаете и пытаетесь посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Вот некоторые примеры проверки понимания.
"Похоже, что ты считаешь, что мы нагрузили тебя домашними обязанностями больше, чем сестру"
"Тебе казалось, это был худший день в твоей жизни"
"Ты бы хотел, чтобы я не уезжала так часто и мы могли бы больше времени проводить вместе?" - Искренний сочувствующий вопрос.

Активное слушание - это не только коммуникативное умение, но еще и отношение. Ваше, а не вашего ребенка. Это искреннее желание выяснить, что чувствует другой человек, даже если вы с ним несогласны. Есть, конечно, существенная разница в беседах с двухлетним малышом и десятилетним мальчиком. Но и в том и другом случае активное слушание служит укреплением уверенности в себе и самоуважению. Помимо этого активное слушание - хороший способ узнать, что ваш ребенок думает об окружающем мире, как относится к нему, к людям и к жизни. Лучше начните слушать прямо сейчас - я уверен, вы не хотите отдалиться от своих детей, когда они войдут в подростковый период!


Я абсолютно уверена, что этим коммуникативным умением важно уметь пользоваться не только при общении с детьми, но и с любыми людьми.

Далее следует глава с конкретными примерами
Активное слушание и счет
Tags: Фелан, воспитание
Subscribe
promo chedidaan июнь 1, 2013 14:09 3
Buy for 10 tokens
Пока свободно.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments